Экспедиция по большому кольцу МЖД. Часть 2.
Итак, половина пути была более – менее благополучно пройдена, но оставалась вторая не менее интересная часть кольца:
Бекасово – Столбовая – Михнево – Воскресенск – Куровская – Ор-Зу.
Опять Ор-Зу? Да, да, а иначе никак.
В общем… «вновь по звездам путь означен…».
Ну не совсем по звездам.
1)Тверь – Москва. «Контре – штрафняк, ментам – паспорта» (а-ля Ираклий Перцхалава).
Ни того ни другого не было. Электричка – самая обычная «семерка». Народа – мало. Ехали мы по расписанию, а так как я сидел во втором вагоне, то в Москве кассы на выход достиг в 6.46. Далее привожу почти поминутный хронометраж, приведший меня к удаче.
6.57 – Я уже на эскалаторе метро. Мне нужно на ст. Киевская.
6.54 – К сожалению поезд ушел из-под носа но через минуту приехал другой. Едет нормально.
7.08 – вышел на «Киевской» и скорее вверх – в пригородный зал. Эскалатор ползет медленно но несмотря на это есть шансы успеть на Нарский «трамвай».
7.12 – Пригородный зал пуст, Нарская электричка светится на табло, и на нее идет посадка.
Подождите меня, люди, сейчас куплю билет.
- Девушка, сколько стоит билет до Бекасова – 1.
- 36 рублей.
Иес! Почти выбегаю из зала на турникетную линию и (о-ля – ля, турникет в этот раз попался рабочий) уже краем глаза замечаю электричку с красной надписью «Нара» на маршрутном указателе. Самое время пробежаться, но…
7.16 – Но прибыл электропоезд из Малоярославца и толпа прет с него по деревянным мосткам как раз навстречу мне. Да еще и платформа залита свежим цементом. Но народ аккуратно пробирается по краешку платформы, иду и я. О, мои ботинки бедненькие.
7.22 – Ура! Заскочил в хвостовой вагон и прошел 2 вагона вперед. Народу многовато даже. Чувствуется что люди жаждут пересесть в Бекасово на электричку до Калуги – 1 (я писал в одной из глав посвященных этой ветке, что такое возможно).
7.25 – Знакомый голос железной леди:
- Следующая остановка – Москва – Сортировочная. Осторожно двери закрываются.
Пшшшш! УииийУ! Поехали! Только бы сошлись все стыковки. Или хотя бы ½.
Москва – Киевская – Бекасово – 1
Электричка тоже обычная «семерка», 184-я. Поехали достаточно резво но через 2 минуты после отправления с вокзала резко затормозили где-то на уровне Поклонной горы и встали. Причем вырубилось все и наступила тишина.
Я перепугался до смерти. Такое удачное начало и вдруг… Нет, нельзя мне наверное так ездить.
Но чего-то там наверху провякал машинист, включилось питание и поехали дальше. Вообще электричка шла в этот раз как-то особенно резво для Киевской ветки.
Итак, что же я наделал? А вот что. Я успеваю в Бекасово пересесть на прямую электричку до Детково отпр. 8.58, прибытие в Детково в 11.14. Там, опять же, если верить Улановской служебке, должна быть прямая электричка на Михнево (Павелецкий ход), ну а далее – как повезет. Не будет электричек, поедем автобусом. Посмотрим. Задача – замкнуть кольцо в Ор-Зу.
До Бекасово ехали с 5 минутным опозданием, что в принципе терпимо. Перед станцией я вышел в тамбур где сгруппировалось нешуточное количество народа. Проскочили развязку и электричка остановилась у высокой платформы.
Я сразу же пошел на переходной мост, и уже оттуда увидел из-за стоящих на запасных путях товарных вагонов 4 токосъемника подъезжающей электрички из Кубинки. Ага, зеленая 8 вагонная ЭР2-1050. Интересно.
В этот состав село немного народа, в основном все остались ждать калужский поезд. Который и подъехал со стороны развязки минут через 5. Ничего необычного, стандартная ЭР2Т «семерка», только больно уж сборная.
Начинался следующий этап поездки.
Бекасово – 1 – Детково.
В 8.58 объявили что «Следующая остановка – Киевский». Поехали. Все-таки лучше ЭР2 первой серии никто ничего не придумал.
Погромыхивая на стрелках состав ушел на развязку вправо и вверх от основного пути. Дорога – ухоженная 2-х путка, вскоре приехали в поселок Киевский. Ничего себе, поселочек, 9-этажные дома, цивильный. Высокая платформа. Далее пути разбежались и мы поехали как бы по однопутке. Поразил мое воображение своими размерами сортировочный парк, который тянется от Киевского до 241 км, параллельно ему в Бекасово – Центральном лежат пути большого электровозного депо.
Да, состав, который вез меня по этому сегменту дороги принадлежал… ни за что не догадаетесь – депо Апрелевка. Вот как далеко ходят поезда этого депо. Тем временем выбрались с узла Бекасово, дорога за 241 км. пошла опять стандартная 2-х путка. Впрочем до Крестов ходят еще и московские электрички, поэтому о.п. выглядят нормально.
Природа за окном не совсем привычная. В основном это березовые леса с достаточно высоким травостоем. До 241 км. параллельно железке шла асфальтовая дорога, но закончился узел и она тоже закончилась.
Интересно что между Мачихиным и Крестами по вагону прошли 2 милиционера. Но в Крестах они вышли. Сопровождение, блин.
Пофоткал вокзалы, но они на этом сегменте кольца вполне стандартные.
После Крестов местность пошла поугрюмее, кольцо явно менее ухоженное. Новогромово и Чернецкое – вообще полузаброшенные станции, Вяткино так себе, а вот Сандарово…
Электричка вынырнула из-за поворота и сразу перешла на противоположную сторону станции. Здесь я никак не ожидал увидеть бесчисленное количество путей. Сандарово – часть «узелка» и развязки с Курским ходом. Тут имеется и отстойник старых вагонов и маневровое депо и достаточно чистенько выкрашенный вокзал. Электричка постояла минут 5-7, после чего зажегся зеленый (а я сидел в вагоне уже почти один). Мне было очень интересно как же мы будем проезжать эту развилку. Предположение было таким: спустимся по правому пути и заедем на Столбовую со стороны Серпухова. На самом деле объявили что следующая остановка – 283 км, и электричка поехала влево и вниз. Ничего себе, развязочка. Уклон у дороги такой что на 283-м машинист еле – еле оттормозился воздухом, и почти сразу же поехал далее. Я сидел во 2-м вагоне от головы. Вагон же хвостовой через некоторое время стало видно сзади – переехав эстакаду над главным ходом электричка описывала по полю сумасшедший круг по однопутке. Примерно за 500-600 метров до платформы мы выехали на главный ход и остановились около низкой платформы. Да, красивая развязка, бесспорно. Состав вообще похоже опустел. То есть люди вышли, а зашло 1-2 человека от силы. В Столбовой долго не стояли, а тронулись почти сразу. За высокой платформой электричка ушла по стрелке влево и до Детково оставалось ехать 5 минут.
Больше всего я боялся увидеть пустую станцию. Было у меня и здесь предположение, что дальше меня повезет этот же состав – сегмент Детково – Михнево очень короткий.
Как только электричка прошла последний перед Детковым поворот, я выглянул из окна и увидел знакомую «морду» такой же ЭР2. Ура! Хоть тут Улановская служебка меня не подвела.
Так начинался следующий этап моей поездки.
Детково – Михнево
Моя электричка остановилась чуть поодаль от Михневской. Не теряя времени перебрался в темно – зеленую ЭР2 – 1285 о 6 вагонах, принадлежащую депо Домодедово. Оттуда уже заснял станцию. Вокзал очень прикольный в Детково, 2-х этажный и получается так, что первый этаж находится на уровне платформы, а второй – внизу под платформой. Станция – цивильная – 4 пути, 2 пассажирских платформы. В 11.27 тронулись, Апрелевский состав параллельно нам уехал в парк. Электричка то ничего себе, сижу в вагоне один, вот только салон – как гроб на колесах: темно – коричневые сиденья, темный оргалит, грязные светильники и окна. Да, ведь я от Бекасово – 1 до Детково я проехал бесплатно, не было не билетерши, ни контры. А тут – только отъехали от станции, и проехали под мостом, с которого в поездке в Серпухов я видел дневную электричку до Воскресенска, пришла билетерша. Впрочем, билет стоит до Михнева 24 рубля. Эта же тетушка сообщила мне что на Павелецком ходу я попаду в окно и ближайшая электричка по Михневу на кольцо примерно в 13.50. Или в 14.55 из Жилево.
Ну что же, есть надежда что в Воскресенск переберусь на автобусах по 3-му кольцу МБК, оно в Михнево несравненно ближе чем в Столбовой.
Эр-ка плелась по кольцу медленно, километров под 40 в час. На первом перегоне между Детковым и Повандиным подбирали каких то рабочих. Что интересно, навстречу нам было здесь довольно таки жесткое движение скорых поездов за коротенький сегментик их прошло навстречу штук 5. После Повандино разогнались не на шутку и дали жару до Усад, с двумя остановками на 309 и 312 км. Дорога в принципе ровная, но уж больно старая. В Усадах постояли минуты 3 перед развязкой и опять поехали влево и вниз.
Впрочем данное сооружение – почти точная копия развязки в Столбовой. Снова прогремели по эстакаде над Павелецким ходом и описав поворот вправо по однопутке, въехали в середину станции.
Всё, дальше хода нет. Напротив в парке стоял такой же состав из 6 вагонов с надписью «Жилево» и навороченная ЭМ2Т из Москвы. Я перешел пути и симпатичный вокзал с высокой платформой остался слева и…
Это кто мне сказал что от Михнево ничего не ходит из автобусов на кольцо МБК? Билетерша в электричке. Гнать таких в шею. В Михнево находится автостанция АТП Ступино, множество маршрутов во все стороны, в том числе и по упомянутому выше кольцу. Ключевой маршрут…
Михнево – Малино.
Едем, автобус подали за 10 минут до отправления, кондукторша крикнула «Рейс без льгот».
Проезд до Малино стоит 18 рублей, сел на переднее место, там на стене перегородки водительской висит подробнейшая схема автобусного узла «Ступино». Во как! 36 маршрутов обслуживает это АТП. Мой по номеру 24-й, а автобус – ЛиАЗ с ярославским дизелем. Поехали, время 12.15. Мягко выкатились на старую М4 «Дон» и поехали по ней вперед по ней в сторону Ступино. Впрочем недолго.
В Остенково развязка, автобус завернул влево, и собственно вот оно, 3-е кольцо МБК.
Что же, к цели, в Малино. Есть у меня предположение, что оттуда ходят автобусы в том числе до Воскресенска. Вот только время сейчас обеденное.
Едем, у ЛиАЗа по-моему АКПП, потому что дорога мягко говоря не очень ровная, нет, само то покрытие идеально, но вокруг холмы и пригорки неслабые. Но отечественное чудо катится очень мягко шурша шинами. Населенных пунктов что-то не видно вдоль трассы, но все же мы останавливались на поворотах в Липитино, Лаврентьево. Потом все-таки встретилась нам на пути симпатичная деревенька Игнатьево и достаточно крупный поселок Дубнево.
Но больше всего меня поразил буквально таки вид с высоченного моста на Павелецкий ход МЖД. Просто непристойно красивая картина. Дорога от Михнево до Ступино прямая как струна. И вот уходит она за горизонт, разрывая вдали большой холм, и за ним же исчезая. Неудивительно что электрички по этой дороге ходят очень быстро. Надо как нибудь по ней прокатиться (что уже и сделано – прим. Авт.).
За 2 километра до Малино к трассе вернулось ж/д. кольцо. И автобус въехал в достаточно большой и красивый поселок. Автостанция находится прямо посередине его, на обочине дороги.
Развернулись, водитель открыл двери и я сразу же пошел к расписанию.
Ну что, облом конечно с одной стороны. Прямой автобус до Воскресенска – в 14.30. Но в это время сюда уже подойдет электричка из Детково. Так что ждать нет смысла. Ближайший автобус – до Мещерино, но он, мягко говоря, туда не доходит. С другой стороны, раз уж взялся проходить кольцо другим способом, то надо двигаться вперед. Итак…
Малино – Поворот на Городню.
Автобус – тоже ЛиАЗ, только постарше лет на 5 чем тот на котором я приехал. Причем пересадка здесь – идеальная – из двери в дверь. Отправление – сразу же – в 12.55. Билет до Мещерино стоит тоже 18 рублей. Но местные жители подсказали мне что выходить нужно будет на повороте с МБК на Городню.
Что же, едем. Внизу промелькнула двухпутная ж/д Михнево – Яганово. Да, жаль конечно, что не удалось все кольцо проехать тем же способом что и его первую часть. Но – ничего не поделаешь – всему виной пресловутые перерывы в движении электричек и дневные ремонтные окна.
Трассовый участок пролегает по потрясающе красивым местам. Я даже не думал, что когда-либо в жизни придется ехать по территории Мещерского заповедника. Но камень, установленный напротив поворота на Щербинино проинформировал меня именно об этом. Здорово! Народа в автобусе было немного, ехали мы до упомянутого выше поворота минут 25 от силы, я было засмотрелся на красоты Мещеры, но автобус свернул с МБК и остановился.
«Молодой человек, вам выходить».
Понял, выхожу на обочину, автобус поехал дальше, а я остался в довольно таки интересном месте. МБК после развилки уходит вниз, причем достаточно круто. Она и поворот образуют этакий асфальтовый треугольник, посередине стоит раздолбанная автобусная остановка, но я то знаю что движения дальше в сторону Воскресенска нет. Выход?
А что если мне «постопить»? Ну я же не собираюсь бандитские джипы останавливать, поэтому не так уж это и страшно. Вон на той стороне дороги мужики какие то тоже голосуют. Вот остановился перед ними красный «Москвич» и увез их. Авось и у меня что нибудь такое получится. Но первые машины на взмах рукой не останавливаются. Я приуныл. Железка отсюда вообще то достаточно далеко. Что же делать?
Поворот на Городню – Орехово-Зуево.
Итак, время 12. 50 Из за поворота МБК прошло еще несколько машин, и вдруг… что это? Зеленая фура MAN с прицепом. Так, надо голосовать. Вспоминаю что по этому поводу написано в главе «Автостоп» Кротовской книжки, но уже сам инстинктивно поднимаю руку вверх, и… ну, давай, милок, видишь что я не бандюган какой – нибудь, я всего лишь честный путешественник. Уау! Тормозит, видимо матерясь про себя (а может быть и нет), да я сам виноват, позицию тоже занял – почти на спуске. Подбегаю, открываю дверь:
- Здравствуйте, а можно с вами до Воскресенска доехать?
- Конечно, садитесь. Только ведь дальше еду, а вам то куда надо?
Разговорились с водителем. Оказывается он едет во Владимир, давно не ездил по этой бетонке. Я ему честно рассказал про свои планы, на что он немного удивившись, сказал что это наверное интересно – путешествовать на электричках.
В общем, везет мне конечно безумно – этот человек согласился бесплатно довезти меня до Ор-Зу. Фантастика! И дядька то очень хороший. В общем, едем, и уже уровень станции Непецино проехали, да, сидеть бы мне здесь полтора часа, но вот уже и показалось Рязанское шоссе.
Въезжаем на развилку, тут милиционер – вжик своим жезлом, идите-ка ребятки на обочину. Делать нечего, переехали шоссе и встали сразу за развилкой.
К чему придраться, непонятно, но дядька взял с собой права и документы на груз, а также какие то показания, которые у них – дальнобойщиков называются «шайбой».
Ладно, сижу. А он слушает «блатняк» - Виктора Казанского по моему. Прикольно получается, например:
«Пардон, гран мерси, здрасьте - спасибо»
или
«На нарах – это вам не на Канарах»
или еще
«А поезд уходил, огни сверкали… Огни сверкали, поезд уходил»
М-да… Но альтернативы нет, будем терпеть.
В общем мариновались мы на этом посту минут 20. Но наша славная милиция так и не нашла к чему придраться и поставили они ему штампик. После чего помчались мы дальше в подмосковные дали.
Эх, автостоп! Это нечто новое для меня. Но – сколько романтики. Шелест шин, на скорости примерно 60 км/ч, присвист мощного французского дизеля и приятное покачивание кабины. А виды через широченное лобовое стекло всегда открывались очень красивые.
Через 11 км. после «Рязанки» проехали развилку на Воскресенск и «взлетели» на мост над железкой на Рязань. Внизу со свистом промчалась «единичка» с надписью «Голутвин» на хвостовом вагоне.
Далее с этого моста открылся потрясающий вид на Лопатинский рудник. Объясняю для тех кто не знает – посереди сосновых лесов огромная бело – серая гора как Килиманджаро. Красотища необычайная.
Едем дальше. От ст. Лопатино МБК и железка разбегаются и тут начинается прямой трассовый участок до пересечения с Р105(Егорьевское шоссе). Интересная фишка – дорога хоть и прямая, но покрытие хуже намного, поэтому здесь особо не разгонишься.
Проехали развязку с Р105 и далее до Куровской оставалось 8 километров. Дороги вновь встретились на ст. Нерская, после чего по путепроводу пересекли Казанский ход ж/д, и показались вдали знакомые по первой поездке 9-этажные дома Куровского. Дорога еще раз пересекла 2-х путную железку, на этот раз уже кольцо и 25 км. пути оставалось до Ор-Зу, впрочем этот участок описан у меня в предыдущей главе. Скажу лишь, что доехали отлично и в третьем часу дня я выпрыгнул из кабины грузовика в 5 минутах ходьбы до вокзала, естественно пожелав водителю счастливого пути.
Ура! Мою радость трудно было описать словами. Я замкнул кольцо в том же городе, в той же точке, где уже был в первой поездке. Теперь необходимо было добраться до Москвы. Придя на вокзал, я выяснил что электричка на Москву ожидается в 15.10, это было очень кстати, т.к. в случае успешной поездки по Нижегородскому ходу я успевал на полуэкспресс до Твери отправлением в 17.16.
Ор-Зу – Москва – Курская.
Времени оставалось лишь на то, чтобы купить себе что нибудь в дорогу, да осмотреть вокзал. Вокзал в Ор-Зу достаточно прикольный, очень большой зал ожидания, запомнилась огромная очередь в кассу дальнего следования но в пригородную совсем никого не было. Билет до Москвы стоит 36 рублей, кроме того в кассе была обнаружена книжечка расписания по данной дороге за 20 рублей.
Отлично! Минут 10 пришлось провести на платформе, впрочем здесь есть лавочки и можно посидеть. Электричка появилась вовремя (объявляют ее за 2-3 минуты до прибытия). Пришла стандартная зеленая 7017-я ЭР2Т. «Железная леди» сказала о том, что «Следующая остановка – 87 км». И поехали.
Ну что сказать, в принципе ветка как ветка. Электричка идет со средней скоростью примерно 70 километров в час. Крупных остановок много, в основном это станции в городах.
Дрезна, Павловский Посад (узловая, ответвление на Электрогорск), Фрязево (узловая, ответвление на Захарово, плюс полукольцо на Ярославское направление через Щелково), Железнодорожный (депо, обслуживающее эту ветку находится здесь), и, наконец, Реутово (узловая, ответвление на Балашиху – по нему вновь после решения каких – то там технических проблем пустили электрички).
После Реутова переехали МКАД и последние 4 остановки уже катились по Москве.
На Курский вокзал приехали в 16.45. Я быстро спустился в метро и проехав 1 остановку по кольцевой ветке прибыл на родной Ленинградский вокзал.
Этап последний.
Москва – Тверь.
Да, на электричку я успел чудом.
Взял билет на вход за 10 р., время было уже 17.12(!) и понесся на турникеты.
В 14 минут влетел в вагон где-то 5-6 от головы и поехали.
В принципе до Решетниково продвигались достаточно быстро, остановки данный электропоезд делает только по станциям – Крюково, Подсолнечная, Клин, Решетниково, далее – везде. Несмотря на довольно таки странный стиль езды и зависание в Подсолнечной перед станцией, в Тверь приехали в 19.45. В 20.30 я уже добрался домой.
Через 3-4 дня испортилась погода и пошли дожди. Надо же как вовремя я провернул проект. Я очень был доволен тем, что все у меня в общих чертах получилось.
Дописано 20.07.04г. Ст. Осеченка.